Программа институтов ДВО РАН
V ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ
ПРОГРАММА ИНСТИТУТОВ ДВО РАН
15 октября с 10 до 17 часов
в здании Института биологии моря имени А. В. Жирмунского по адресу г. Владивосток, ул. Пальчевского, 17
ЛЕКЦИИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ
Место проведения: Конференц-зал
10:00—10:40 Торжественное открытие Фестиваля.
10:40—11:10 Традиционная культура народов Полинезии.
Рассказ о материальной и духовной культуре полинезийцев, тайне статуй Моаи о. Пасхи, выяснение вопроса «почему аборигены съели Кука» и многое другое.
Латушко Ю. В., к.и.н., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.
11:10—11:25 Миниспектакль «Кушай травку».
Зрители познакомятся с лекарственными и пищевыми дикорастущими растениями Приморского края, узнают об их особенностях и о том, как их использовать. В спектакле задействованы актеры − молодые ученые Ботанического сада-института, которые являются живым олицетворением некоторых растений. Ботанический сад-институт.
11:25—11:30 Мультфильм «Приключения дождевого червя».
11:35—11:55 Строение планеты Земля.
Мы живем на планете Земля. Задумываетесь ли Вы о том, что происходит в 50 километрах вглубь от поверхности, по которой ходите? Мы расскажем о том, какая наша планета внутри. Вы узнаете, что такое «магма», «вулканы», «моря», «континенты» и многое другое.
Орехов А. А., м.н.с., Дальневосточный геологический институт.
12:00—12:20 Научный туризм. Научные семинары и конференция кроме главной — научной — части предлагают своим участникам культурную программу — посещение концертов и (или) экскурсий по местным достопримечательностям. Это служит дополнительным стимулом для участия в таких мероприятиях научного люда, поскольку это интересно. Кроме того, в свободное время никто не мешает совершать самостоятельные экскурсии. Это явление, называемое научным туризмом, существовало, очевидно, всегда, но в последнее время приобретает все больший размах. Жирабок А.Н., профессор, д.т.н., Институт прикладной математики.
12:20 -12:28 Видеоролик о Научно-образовательном комплексе «Приморский океанариум».
12:30—12:55 Планета Земля: до и после динозавров.
В презентации рассматривается развитие органического мира Земли до, во время и после динозавров. Вы узнаете о дальневосточных динозаврах (самых последних на территории Азии), их местообитании, палеобиологии, причинах вымирания.
Бугдаева Е.В. к.г.-м.н., Биолого-почвенный институт.
13:00—13:25 Океан из космоса. Основное внимание в лекции уделено современному состоянию исследований океана из космоса, использованию спутниковых измерений для изучения изменений климата, течений, вихревых образований, волн на поверхности и в толще океана, цунами, взаимодействия океана и атмосферы, биопродуктивности океана, недавних тайфунов в Тихом океане, а также проведению специальных судовых экспедиций для калибровки спутниковых измерений.
Митник Л. М., профессор, д.ф.-м.н., Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичева.
13:25—13:45 Применение роботов для решения подводных задач. Презентация посвящена вопросам применения автономных роботов в качестве высокотехнологичного инструмента исследования и освоения подводного мира. На примере роботов, созданных специалистами из разных стран, рассматриваются возможности подводных аппаратов, характер решаемых задач и связанные с ними проблемы.
Багницкий А. В., стажер-исследователь, Институт проблем морских технологий.
13:45—14:00 Химия в современном мире. Основная задача современной химии − получение вещества с заданными свойствами. Химия традиционно развивается в двух направлениях, как фундаментальная наука и как наука прикладная. Химия как наука развивается в рамках современного естествознания — квантово-релятивистской механики. Наряду с квантовой химией сосуществует и классическая химия.
Егоркин В.С. к.х.н., Институт химии.
14:00—14:05 Мультфильмы «Город бактерий» и «Суперкапли спешат на помощь».
14:10—14:35 Грибы нашего леса. Вы узнаете о разнообразии грибов в приморских лесах, об основных съедобных и ядовитых видах и о том, чем они отличаются.
Бухарова Н. В., аспирант, Биолого-почвенный институт.
14:40—14:50 Школа+сад: вместе познаем природу. В презентации представлены доступные для школьников объекты и методы, с помощью которых можно изучать влияние изменения климата на растения, а так же показаны методы сохранения и изучения редких растений на пришкольном участке.
Роенко Е. аспирант, Ботанический сад-институт.
14:55—15:25 Средневековые городища Приморья. Рассказ об археологических памятниках, таких как Кокшаровское городище — история открытия, артефакты, кто и для чего их создавал.
Батаршев С.В., к.и.н., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.
15:25 — 15:45 Фрактальная геометрия и science аrt. Рассказ о фрактальной геометрии, математической абстракции, названной «геометрией природных форм», как объекте искусства. Об использовании хаотических природных форм в современном искусстве; неизбежном синтезе науки и искусства, который происходит при исследовании таких захватывающе-красивых структур, какими являются фракталы.
Каретин Ю.А. к.б.н., Институт биологии моря им. А. В. Жирмунского.
15:50—16:10 Акулы: невыдуманные истории. Об акулах, появляющихся в наших водах летом, о причинах их появления и исчезновения, а также о том, как вести себя в экстремальной ситуации, расскажет заведующий лабораторией ихтиологии Баланов А.А., к.б.н,. Институт биологии моря им. А. В. Жирмунского.
16:10—16:20 Видеоролик о Научно-образовательном комплексе «Приморский океанариум».
16:20 -17:00 ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ.
МАСТЕР — КЛАССЫ
(участие по предварительной записи по телефону 232-05-43)
Место проведения: МУЗЕЙ
10:40—11:10 Деревья нашего леса. Учащиеся на примере свежесобранного материала научатся определять виды окружающих нас деревьев, как по безлистным образцам, так и образцам с листьями (с помощью определителя) и попробуют свои силы в изготовлении гербарных листов.
Школьники среднего и старшего возраста; группа 10 человек.
Сибирина Л. А., к.с.-х.н., Биолого-почвенный институт.
11:15—11:40 Современные методы разработки прикладных программных систем для моделирования сложных предметных областей (с примерами в области химии).
Школьники старших классов; группа 20 человек.
Артемьева И. Л., д.т.н., профессор, Институт прикладной математики.
11:45—12:25 Что такое «исторический прогноз», или почему полезно знать историю?
Участники узнают, чем отличается история как наука от истории — учебного предмета.
Школьники старших классов; группа 10 человек.
Савченко А.Е., к.и.н., Институт истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока.
12:30—13:15 Чудо-юдо не рыба-Кит. Участники в игровой форме познакомятся с удивительным миром морских млекопитающих, смогут ответить на вопрос: «Почему кит — не рыба?» и узнают, как киты приспособились к жизни в море.
Школьники 1–4 классов; группа 15 человек.
Добржанская А. В., аспирант Института биологии моря им. А. В. Жирмунского.
13:20 -13:55 Как устроена почва? Почвы классифицируют, так же как животных и растения. Совокупность признаков, по которым одна почва отличается от другой, называется профилем. Профили состоят из горизонтов. Мастер-класс научит различать наборы горизонтов, т. е. узнавать «почвы в лицо».
Школьники средних и старших классов, группа 10 человек.
Семаль В. А., к.б.н., Биолого-почвенный институт.
14:00—15:00 Игры. Элементы математической теории и экономической практики.
На простых примерах обсуждаются базовые концепции теории игр. Вводятся понятия стратегии игрока, равновесной ситуации. Приводится простейшая модель соперничества продавцов, поиск равновесия, который сводится к решению системы линейных уравнений.
Школьники 9–11 классов, группа до 25 человек.
Давыдов Д.В., д.э.н., доцент, Институт прикладной математики.
Место проведения: МУЗЕЙ, УЧЕБНЫЙ КЛАСС
11:50-12:25, 14:00-14:40 Фракталы – наука и искусство природных форм.
Участники познакомятся с основами фрактальной геометрии, а также с постоянно действующей галереей фрактальных картин, смогут с помощью консультанта создать «фрактальный рисунок».
Школьники 9-11 классы, группа 15 человек.
Ведущий: Каретин Ю.А., к.б.н., Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского.
Место проведения: ХОЛЛ 1 ЭТАЖА
10:40—11:20 и 12:30—13:10 Веселый гербарий. Школьники познакомятся с природным материалом, который дают наши приморские растения (листьями, плодами, цветками и т. д.), узнают, как они называются. Своими руками изготовят различные рисунки, цветные отпечатки растений с помощью различных техник.
Школьники 1–4 классов, группа 15 человек.
Калинкина В.А. к.б.н., Головань Е. В. Ботанический сад-институт.
11:25—12:05 и 13:15—13:55 А имя моё — Иероглиф. Знакомство с иероглифической письменностью Китая и его культурой.
Школьники младшего и среднего возраста, группа 10 активных участников и зрители.
Кондратенко Г. В., м.н.с., Институт истории археологии и этнографии Дальнего Востока.
12:10—12:25, 14:00—14:15 Таинство огнедышащей горы. Юные естествоиспытатели смогут познакомиться с уникальным феноменом природы — вулканом, узнают о строении вулкана, смогут наглядно проследить за процессом извержения, сделают первые шаги в увлекательной науке — вулканологии.
Школьники 1–4 классов, группа 15 человек.
Перевозникова Е.В.,к.г.-.м.н., Дальневосточный геологический институт.
Место проведения: ХОЛЛ 2 ЭТАЖА
11:00—11:40, 13:00—13:40, 15:00—15:40 Загадки самоцветов. Мастер-класс по науке о самоцветах, значительная часть которых известна как ювелирные камни. Участники узнают о ювелирных камнях, их разделении на группы, о современном рынке камней, познакомятся с устройством и принципами работы геммологических приборов, необходимых при диагностике и оценке ювелирных камней, а также сами смогут проверить вставки в своих изделиях на предмет подлинности.
Школьники 10–11 классов и все желающие, группа 7 человек.
Буравлева С.Ю. м.н.с., Карась О.А. м.н.с., Шабанова Ю.А. м.н.с., Федосеев Д.Г. аспирант, Дальневосточный геологический институт.
Место проведения: Опытно-промышленная установка Тихоокеанского института биоорганической химии
11:00—11:40, 13:00—13:40, 15:00—15:40 А насколько активна Ваша слюна? Определение активности амилазы в слюне человека.
Школьники 9–11 классов, группа 5 человек.
Вищук О. С., аспирант, Тихоокеанский институт биоорганической химии.
11:45—12:30, 13:50—14:20, 15:20—16:00 Косметика своими руками. Изготовление своими руками косметической маски из водорослей. Школьники 10–11 классов, учителя, родители, студенты, группа 5 человек.
Соколова Р.В., аспирант, Тихоокеанский институт биоорганической химии.
ЭКСКУРСИИ
Каждые полчаса с 11:00 до 15:00 Выставка одного героя «В лабиринтах отшельника». Забраться в пещеру отшельника и раковину рака, чтобы познакомиться с их жизнью, смогут посетители выставки.
Для всех возрастов, преимущественно начальный и средний школьный возраст.
Экскурсии по записи, группы не более 5 человек. Институт биологии моря им. А. В. Жирмунского, Научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум".
12:00—13:00 и 14:00—15:00 Экскурсии на Опытно-промышленную установку, где проводится отработка технологий производства биопрепаратов из морского, наземного и микробиологического сырья, а также получение опытных партий этих веществ. Участники экскурсии смогут увидеть современное технологическое оборудование, в том числе реакторы, экстракторы, испарители, систему подготовки воды, аппараты для ультрафильтрации, капсулирования и таблетирования.
Школьники 10–11 классов, учителя, родители, студенты, группа 20 человек. Тихоокеанский институт биоорганической химии
11:30, 13:00 и 14:30 Экскурсии в музей Дальневосточного геологического института
В музее представлены уникальные коллекции минералов, собранные в Приморском крае и за его пределами. Все желающие, группа 15 человек.
Экскурсии в музеи Биолого-почвенного института:
11:30, 13:00 и 14:30 Музей почв Дальнего Востока России.
В экспозициях музея представлено многообразие почв Дальнего Востока России. Во время экскурсии посетители узнают, какие бывают почвы, как они формируются, познакомятся с методами изучения почв и важностью их изучения.
11:30, 13:00 и 14:30 Энтомологический музей.
Учеными Биолого-почвенного института собрана уникальная коллекция удивительных насекомых, которых можно встретить в разных уголках нашей планеты Земля. Некоторые виды занесены в Красные книги разных уровней.
Все заинтересованные, группа до 10 человек.
15:00—15:40 Экскурсия в музей Института биологии моря им. А. В. Жирмунского.
КОНКУРСЫ
Место проведения: выставочные площадки институтов в холлах ИБМ ДВО РАН
Тихоокеанский институт географии:
«Занимательная география». В игровой форме проверяются знания об интересных фактах о природе: растениях, животных, погоде, рельефе.
Школьники 1–4 классов; 10–16 участников, по записи.
«Мир, в котором мы живем». А так ли хорошо мы знаем планету, на которой живем?
Школьники 5–7 классов;10–16 участников, по записи.
«Люби и знай свой край». Викторина посвящена рельефу, населению, экономике, природе Приморского края.
Школьники 8–9 классов; 10–16 участников, по записи.
«Проверь знания по ГИА и ЕГЭ». Каждый школьник может проверить, насколько уже сейчас он готов к тестам; но сделать это можно не в строгой атмосфере школьной аудитории, а в дружественной обстановке.
Школьники 9–11 классов; 10–15 участников, по записи.
«Вокруг света». Путешествие в игровой форме по континентам.
Школьники 5–11 классов; до 12 участников.
Дальневосточный геологический институт.
«Шкатулка». Для всех возрастов.
Институт химии:
«Химия — наша жизнь, наше будущее».
Школьники 8–11 классов, группа не более 20 человек.
Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского:
11:00 и 14:00 Турнир по настольной игре «Эволюция». Из учебников биологии мы знаем, что развитие животного мира нашей планеты определяла постоянная борьба за выживание: одни вырастили себе острые зубы и стали хищниками, а другие питались растительным кормом и, чтобы сохранить свою жизнь, им пришлось учиться быстро бегать, прятаться и маскироваться. Но как бы выглядела наша планета, если бы в результате эволюции появились саблезубые зайцы или огромные муравьи? В игре «Эволюция» можно увидеть и не такое!
Школьники 9–11 классов; группа 8 человек.
ВЕСЬ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ВСЕХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
ОТКРЫТЫ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИНСТИТУТОВ ДВО РАН
В ХОЛЛАХ 1 И 2 ЭТАЖЕЙ ИБМ ДВО РАН
«Волшебный мир лишайников». На выставке представлены лишайники разнообразных форм и видов. С использованием пальчикового микроскопа и ноутбука, где отражается увеличенная во много раз картинка, посетители смогут сами изучить понравившиеся образцы, узнать их строение и свойства. Ботанический сад-институт.
«Каменная россыпь». Дальневосточный геологический институт.
«Что такое ИАПУ?» О направлениях исследований института и об основных достижениях научных сотрудников.
«Телеуправляемые и автономные мобильные роботы». Демонстрация роботов. Институт автоматики и процессов управления.
Выставка Института прикладной математики.
Фотовыставка археологических памятников, и этнографических коллекций, книжная выставка. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.
«Путевые заметки: Корея-mix», «Эти удивительные животные», «Путешествие по Китаю», «Капельки жизни». Тихоокеанский институт географии.
Фотовыставка «Заповедное море». Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник.
«Биошок». Выставка посвящена современным методам биоинженерии, которые позволяют переносить гены одних организмов к другим. Возможность создать животное с генами растения, растения с генами человека, что это — путь к совершенству или шаг в бездну? Биолого-почвенный институт.
«О, Химия!». Выставка с демонстрацией химических опытов. Институт химии.
«Занимательная биология в отпуске». Интерактивная выставка с демонстрацией научных наблюдений, экспериментов и подвигов. Находчивость, озорство и неуемный интерес сопровождают истинного биолога повсюду: на отдыхе, как в бою. Биологов, как и чекистов, «бывших» не бывает. Малая академия морской биологии.
«Клетка в фокусе». Посетители смогут заглянуть в микроскоп и узнать больше о клетке − основе жизни и о новых исследованиях в клеточной биологии. Институт биологии моря им. А. В. Жирмунского.
«Фрактальная геометрия и science аrt». Выставка посвящена фрактальной геометрии, красоте искусственных и природных фрактальных форм. Институт биологии моря им. А. В. Жирмунского.
В режиме non-stop работает «Морская лаборатория» для дошкольников и младших школьников.
Как добраться:
Остановка электрички «Чайка»,
автобусы № 24 д, № 102, троллейбус № 6
до остановки «Академическая», далее пешком до станции «Чайка».
Телефон для справок и подачи заявок 232-05-43.
e-mail: seaproject@mail.ru
сайт: www.museumimb.ru
15 октября между ДВФУ и ИБМ ДВО РАН будут курсировать бесплатные автобусы. Автобусы будут отправляться одновременно в 12.00, 14.00, 16.00 от ДВФУ по адресу ул. Октябрьская 27 и от ИБМ ДВО РАН по адресу ул. Пальчевского 17.
Найти автобусы «Фестиваля науки» вам помогут волонтёры.